Поход на водопад Айхор

Этот поход мы с товарищами давно замышляли. Сам я был там в предыдущий раз несколько лет назад. Ну что ж – наконец вырвались!

Погода в тот день с утра была вроде хорошей. Хотя Сахгидромет и обещал временами дождь, но на других сайтах было показано «без осадков». Ну что ж, наш гидромет – известные перестраховщики; когда обещают дождь, то, как показывает накопленная мной статистика, в 60% случаев никакого дождя не будет! Тем не менее взяли плащи и сапоги, я в таких случаях беру ещё и зонт, всё же 40% есть...

Выехали от вокзала в 8:30 на автобусе маршрута № 174. Конечно, ехать было крайне неудобно, автобус был переполнен дачниками, но что поделаешь – такие рейсы из-за крайне низких цен убыточны и поэтому выполняются редко.

Через 45 минут автобус, наконец, приполз к Весточке. Нас было поначалу трое, но на выходе из автобуса увидели, как один наш знакомый тоже выходит. А он может двигаться, не в пример нам, и очень быстро.

- Куда собрался? – спросил я.

- На водопад.

- Мы тоже туда. Во сколько хочешь вернуться?

- Наверно, к 15:30, чтобы успеть на 174-й.

- Для нас это было бы слишком быстро. Ещё есть рейс 177-го в город в 18:35. Этот маршрут недавно восстановлен.

- Ну что ж, можно и в 18:35. Тогда пошли вместе!

Выдвинулись по дорожке от посёлка. После пересечения ЛЭП увидели в сторонке 2 юрты. О них я уже знал, поскольку месяц назад поднимался на гору Алтарную (Комиссаровскую), и эти юрты тогда были.

Подошли к ним. Из одной юрты вышла женщина, представилась – Елена. Ранее мы её уже видели в окрестностях посёлка. Рассказала нам, что к декабрю в них собираются сделать музей Сахалина.

Одна из юрт

И зимой, по её словам, он тоже будет функционировать. Юрты выписаны из Бурятии, производства Монголии, отличающейся суровым климатом. Так что холодно в них не должно будет.

Показала она нам родник, что в сторонке. Попробовали родниковой воды – отменная! Ниже родника организаторы музея соорудили водоём, в котором скапливается вода, и такой глубины, что в нём можно и искупаться.

Родник и водоём вблизи юрт

Договорились, что об открытии музея она нас оповестит. Я оставил ей свои номера телефонов для связи.

Вдруг, откуда ни возьмись, выскочил кот! Елена говорит, что его оставили здесь на выходные.

Когда мы пошли дальше, кот двинулся за нами. Идти стало веселее. Впоследствии он регулярно уверенно бежал по тропе, временами впереди нас, но были моменты, когда он явно выдыхался – тогда кто-нибудь из нас нёс его на руках.

Турики вдоль дороги и кот

После прохождения одной из полян дорога перешла в тропу.

Вид на останец «Лягушка» с этой поляны

Идём по тропе вверх по течению Комиссаровки. Помню, что некоторые участки шли над обрывами – сейчас их снабдили страховочными канатами.

Вообще тропу хорошо обустроили. Часто висят таблички с описанием достопримечательностей. Занимается этим Некоммерческое Партнерство "Тропа 19" совместно с экологическим центром "Родник". Ну что ж, молодцы – постарались на славу, людям и удобно, и приятно!

На элеутерококке поспели ягоды. Вполне съедобные, с приятным смолистым вкусом

Первый порог на Комиссаровке на нашем пути

Мы уже знали, что через первый брод обустроен висячий мостик. Подходим к нему – ой какой мостик! Удобный, достаточно высоко поднятый – чтобы в случае большой воды можно было им воспользоваться.

Но кот мостик не смог перейти. Ничего – перенесли его на руках.

Новый мостик на первом броде

Кот на мостике

У меня в GPS-навигаторе сохранились координаты старого первого брода. Сличаю – он оказался в 220 м выше.

Вскоре подошли к месту, где располагался старый брод. Оно хорошо узнаваемо – возле него находится мощный порог, а на левом берегу начинается массив тёмнохвойного леса.

2-ой порог около старого брода

Табличка на входе в хвойник

3-й порог, называемый «Две сестры»

Подходим ко второму броду. И он обустроен! Есть мостик с канатом, чуть выше – большое поваленное бревно с тросом.

Мостик на втором броде

Этот брод расположен чуть выше впадения правого притока, на котором, собственно, водопад и расположен.

Самое интересное, что после брода тропа вверх по Комиссаровке вроде продолжалась! Но нам надо было не туда – по притоку! После преодоления довольно крутого подъёма тропа выположилась, поворот налево, и вот он – водопад!

Состояние водопада, каким мы его застали

Приток ниже водопада

Конечно, в межень он смотрится не так эффектно! Для сравнения привожу фото из архива – так выглядел водопад в начале июня 2006 г., когда наблюдался паводок и снег интенсивно таял. Тогда до него было добраться несравненно тяжелее – мостиков и в помине не было, броды были непереходимы, воды в речке было по пояс – пришлось всё время идти правым берегом и временами карабкаться по прижимам.

Состояние водопада во время паводка. Начало июня 2006 г. Фото из архива автора

На обратном пути увидели камень – явно гранитный, отличающийся от прочих камней, что попадались нам на пути.

Гранитный камень

Вид на распадок Комиссаровки на обратном пути

Позже, когда мы уже возвращались, на водопад резко потянулся народ. Многие туда шли в первый раз, и на неизменные вопросы «Сколько ещё до него?» мне часто приходилось терпеливо отвечать. Ну что ж, этот маршрут становится всё больше и больше популярным – это и хорошо!