ВОДОПАД НА РЕКЕ УЮНОВКЕ (ПРОХОД ПЕШКОМ)

НА РЕКЕ УЮНОВКЕ (ПРОХОД ПЕШКОМ)

(описание местности приведено по состоянию на май 2013 г.)
Маршрут начинается от железнодорожной больницы г. Южно-Сахалинска (конечная остановка маршрутов №№ 4-а, 34, 63), откуда дойти вверх до этого водопада можно примерно за 3 часа, вниз можно и за 2 часа. Продолжительность маршрута в одну сторону 6,5 км.

Карта района водопада. Над ним виден пик Чехова высотой 1045 м.

Трек маршрута, записанный автором в навигатор GPS, показан на карте тёмно-синим цветом. Следует иметь в виду неточность карты относительно объектов, записанных в навигатор – сами такие записанные объекты фактически расположены немного севернее.

Начать маршрут можно как от правого, так и от левого берега реки Уюновки.

Если идти правым берегом, то вначале от железнодорожной больницы на восток по дороге, являющейся продолжением ул. Украинской, и проходящей по территории некогда существовавшей и давно расформированной воинской части. Как только дорога достигнет южного склона бугра, от неё вниз пойдёт дорога на сейсмостанцию. Туда идти не следует, а надо продолжать движение прямо – по склону бугра дорога обойдёт сейсмостанцию сверху, а затем снизится к поляне, на которой расположен некогда существовавший, а ныне срытый горизонтальный бункер: на карте метка «БУНКЕР» с координатами 46°59'13.5" С.Ш., 142°46'05.9" В.Д., высота 126 м.

От поляны с бункером следует повернуть направо и вниз, а по следующей развилке – налево. Вскоре справа останется боковая дорога с бродом через Уюновку, оттуда движение следует продолжать по дороге прямо на восток. Эта дорога закончится на горбатом мосту с гротом, закрытым на замок, в нём находится оборудование сейсмостанции: на карте метка «GORBAMOST» с координатами 46°59'09.6" С.Ш., 142°46'44.7" В.Д., высота 124 м.

На повороте дороги перед горбатым мостом начинается тропа вдоль реки, которая вскоре свернёт влево и вверх в обход прижима, выведя на старую и заросшую ольхой лесовозную дорогу. По этой дороге следует двигаться далее на восток: после пологого подъёма она пересечёт 2 ручья подряд и спустится к большой поляне с развилкой, расположенной вблизи впадения в Уюновку левого притока Скального: на карте метка «RAZVILKA U» с координатами 46°59'22.6" С.Ш., 142°47'19.9" В.Д., высота 163 м. От этой поляны, находясь на правом берегу Уюновки, ни саму реку, ни её приток пересекать не надо!

Начать маршрут можно и вдоль левого берега Уюновки. Для этого от железнодорожной больницы, и затем от дома № 1 по ул. Украинской следует выйти на берег реки (пока ещё правый), вдоль него пойдёт дорожка влево. По ней следует перейти деревянный мостик и пройти снова влево, там будет ручеёк, протекающий по трубе. Не доходя ручейка, следует подняться круто вверх по тропке, которая ведёт к роднику. После крутого подъёма, не доходя до родника, будет развилка тропок, следует повернуть вправо. Тропка и выведет на дорогу, проходящую над левым берегом реки Уюновки. Если пойти по ней налево, то примерно через 3 км дорога выведет к впадению в Уюновку левого притока Скального. Прямо пойдёт заросшая лесовозная дорога, по ней идти не следует, а надо повернуть влево, и поочерёдно перейти вброд Скальный (чуть выше будет разрушенный деревянный мостик через него), и саму Уюновку, тем самым достичь ту же поляну с развилкой (выше упомянутую метку «RAZVILKA U»), на которую можно также попасть при движении вдоль правого берега реки.

Далее, от поляны с развилкой распадок раздвоится в первый раз по ходу следования, и если смотреть вверх по течению, то следует повернуть налево, т.е. на север по старой лесовозной дороге над правым берегом Уюновки. После подъёма и затем спуска дорога снова приблизится к речке, пересечёт небольшой ручей и выведет на поляну, в районе которой один знакомый автора зимой хранил лопату для раскапывания места стоянки от снега, поэтому то место автор и многие его знакомые для краткости и называют «Лопата»: на карте метка «LOPATA» с координатами 46°59'34.1" С.Ш., 142°47'43.6" В.Д., высота 195 м. В хорошую погоду слева видна гора Тургенева высотой 670 м, южный склон которой зарос бамбуком. На той поляне в первой половине июня можно наблюдать цветение диких пионов.

Вскоре после этой поляны дорога перейдёт в тропу. Немного углубясь в лес, тропа разделится на две. Направо пойдёт тропа, набитая мотоквадротранспортом, которая пересечёт реку брод и будет идти над левым её берегом. Прямо же над правым берегом пойдёт тропа чисто пешеходная, но несколько раз обходящая прижимы. По какой из этих троп двигаться, принципиальной разницы не имеет – они сойдутся в месте впадения в Уюновку с правой стороны безымянного ручья, протекающего к востоку от горы Тургенева: на карте метка «PRAVRUCHEJ» с координатами 46°59'44.8" С.Ш., 142°48'17.3" В.Д., высота 238 м.

Так вот, с того места распадок раздвоится во второй раз по ходу следования, и если смотреть вверх по течению, то необходимо повернуть уже направо! Следует двигаться по географически правому берегу Уюновки. Там тропа к водопаду продолжится и будет уверенно идти примерно до показанной на карте метки «KONEC TROP» с координатами 46°59'48.3" С.Ш., 142°48'46.5" В.Д., высота 314 м, и даже немного далее.

Так вот, с того места следует: если прийти туда от правого берега реки, то перейти этот ручей, а если от левого берега реки, то перейти Уюновку, и в итоге оказаться на правом её берегу. Там тропа к водопаду продолжится и будет уверенно идти примерно до показанной на карте метки «KONEC TROP» с координатами 46°59'48.3" С.Ш., 142°48'46.5" В.Д., высота 314 м, и даже немного далее.

От места, где тропа закончится, до самого водопада останется примерно 500 м, но самых сложных, потому что движение продолжается бездорожьем! Над правым берегом реки будут 2 участка, поросшие курильским бамбуком, которые можно обойти ниже, двигаясь её руслом и островками между протоками. Проход осложняется тем, что местность завалена горизонтальными стволами деревьев, поваленными некогда сошедшей с пика Чехова лавиной! Можно даже перед первым «бамбучником» полностью перейти реку и двигаться вверх над её левым берегом, но это целесообразно при отсутствии крупнотравья.

Вид нижнего каскада водопада на реке Уюновке летом. Фото автора

Водопад является двухкаскадным, можно с любой стороны подняться вдоль его нижнего каскада и полюбоваться верхним.

Выше водопада распадок резко набирает уклон. Истоки р. Уюновки находятся под пиком Чехова, который в хорошую погоду чётко просматривается над водопадом, и вообще служит основным ориентиром при движении к нему.